Фрэнк Ван Тао – повелитель дронов

0
49

Биография Фрэнка Ван Тао – миллиардера, инженера, основателя компании DJI

“Направление развития нашей компании обусловлено исходной мечтой: создать очень простой в использовании продукт, который может реализовать человеческую мечту о полете.” (с) Фрэнк Ван Тао

чуток про дронов
чуток про дронов

Фрэнк Ван Тао редко рассказывает о себе, предпочитая говорить о своем страстном увлечении и деле всей жизни – беспилотных летательных аппаратах. Он охотно демонстрирует разработки DJI и часто общается на выставках с клиентами. По скромному виду этого застенчивого человека в круглых очках сложно представить, что это его компании принадлежит 70% мирового рынка гражданских дронов. Что же известно об одном из самых молодых миллиардеров Китая, блестящем инженере и основателе всемирно известной фирмы?

Мечта о красном вертолете

“В детстве я представлял, что сделаю такой самолет, который мог бы следовать за мной, когда я в походе или в поезде, и использовать камеру, чтобы отправлять мне изображения. На самом деле, в то время я даже не имел понятия о камерах. Я просто так сильно хотел летать.” © Фрэнк Ван Тао

Ханчжоу – на стыке прошлого и будущего

Ханчжоу – на стыке прошлого и будущего

Ван Тао с детства грезил полетами. Его детскую мечту олицетворял маленький красный вертолетик из комикса “Дедушка, подумай хорошенько”. Чтение комиксов и книг об авиаконструкторах и летчиках, изучение моделей самолетов занимали мальчика гораздо сильнее, чем игры с друзьями и учеба в школе.

Тем не менее, в старших классах он смог подтянуть оценки . И получил на 16-летие долгожданный подарок – родители купили Тао радиоуправляемый вертолет. Увы, игрушка прожила недолго и всего через несколько дней разбилась о стену дома. Мальчик выяснил причину авиакатастрофы. Одна из деталей оказалась неисправна – и смог отремонтировать игрушку. С этих пор он твердо решил превратить свою страсть в работу.

Ван Тао и радиоуправляемый вертолет, который создал он сам

Ван Тао и радиоуправляемый вертолет, который создал он сам

Начало обучения

Он подал документы в Стэнфордский университет и в Массачусетский технологический. Но его оценки были слишком низкими для “звездных” ВУЗов. Тогда Ван поступил в Гонконгский университет науки и технологий на факультет электронной инженерии.

Его дипломной работой стала разработка системы контроля управлением вертолета. Работе он посвящал все время и даже постоянно пропускал занятия. Проект, идеальный в расчетах, при испытаниях провалился. Но идея заинтересовала профессора робототехники Ли Цзы Сяна. И он пригласил молодого человека в аспирантуру на свой факультет. Сейчас профессор владеет 10% (примерно $1 млрд) компании в благодарность от ученика.

Ван Тао в студенческие годы

Ван Тао в студенческие годы

В 2005-м Ван и его университетская команда получили приз на ABU Robocon. Это соревновании по робототехнике между учебными заведениями Азиатско-Тихоокеанского региона. По нынешним меркам сумма смешная, всего $2,3 тыс. Но этого хватило, чтобы прямо в университетском общежитии организовать фирму с громким названием – SZ Dajiang Innovation Technology Corp. – “Безграничную научно-техническую корпорацию”, сейчас известную всем как DJI.

Первые шаги

«Их материал был очень хорош, но это было всего лишь одно имя среди многих.” (с) Колин Сноу, аналитик индустрии БПЛА, Skylogic Research

Фрэнк Ван Тао

Фрэнк Ван Тао

Остатки студенческой стипендии Вана и двух его однокурсников, $6 тыс., вырученные от продажи дипломного вертолета, и инвестиция друга семьи Ван Лу Ди в $90 тыс. (сейчас ему принадлежит 16% DJI, что оценивается, примерно в $1,6 млрд) позволили начинающей компании переехать в Шэньчжэнь – китайскую Кремниевую Долину. Стартап расположился в съемной квартире. Где ребята приступили к проектированию и созданию контроллеров полетов для БПЛА.

Их клиентами был довольно узкий круг профессионалов, использующих дроны для съемок. А также богатые любители радиоуправляемых моделей летательных аппаратов (эти игрушки тогда были очень дорогими). По словам самого Тао, он не представлял, насколько велик в будущем окажется рынок. Он всего лишь надеялся более или менее прокормить себя и команду из 20-ти человек.

Шэньчжэнь – китайская Кремниевая Долина

Шэньчжэнь – китайская Кремниевая Долина

Человеческий фактор

В небольшой команде DJI тоже было не все гладко. За четыре года ушли практически все, кто стоял у истоков стартапа. Одной из причин был исключительный перфекционизм и авторитарность Тао. Который сам работал круглыми сутками и мог разбудить сотрудников в 3 часа ночи и вызвать на работу. Другой – несправедливое с их точки зрение распределение долей в компании. Ван честно признает, что его требовательность и скупость на похвалу обоснованно разозлило большинство первых работников.

К 2010-му в DJI трудились 20 человек, а прибыль составляла всего несколько $ тыс. в месяц. Стартап продолжал существовать за счет ранних инвестиций. И нового финансового вливания от школьного друга Тао. Свифт Се Цзя продал собственную квартиру, вложил все средства в DJI и стал директором по маркетингу. Сейчас его доля – 14%, что по примерным подсчетам – $1,4 млрд.

Фрэнк Ван Тао – повелитель дронов

Этот год стал прорывным для рынка беспилотников. Французская компания Parrot представила публике первый аппарат. Который смело можно было бы назвать потребительским дроном (цена $10 тыс.) Он произвел настоящий фурор на технологической ярмарке в Лас-Вегасе. А наш герой тем временем все еще путешествовал по выставкам игрушек. Где скромно раскладывал свой столик с деталями. Которые, тем не менее, были очень хороши, недороги и пользовались спросом.

Освоение Америки

На одной из таких выставок Ван, который для простоты общения взял себе еще одно, американское имя – Фрэнк. Там же познакомился с Колином Гвинном, участником популярного ТВ реалити-шоу Amazing Race. Колина очень интересовала аэросъемка и он пытался найти идеальный стабилизатор изображения. Гвинн связался с Фрэнком и у того нашлось решение проблемы.

Колин Гвинн

Колин Гвинн

Колин открыл в США представительство китайского стартапа – DJI North America. Представительство стало отвечать за продвижение его продукции на американский рынок, и получил 48% компании. Продвигать к тому времени уже можно было не только высококачественные комплектующие. В 2012-м фирма представила свой первый беспилотник Flamewheel. Это был корпус, к которому можно было самостоятельно подсоединять детали, предназначавшийся, скорее, для конструкторов-фанатов, чем для обычных людей.

Первый успех и внутренний раскол

“Даже сами китайцы думают, что импортная продукция – это хорошо, а продукция, произведенная в Китае – хуже. Мы всегда второсортные. Мне это мнение не нравится и я хочу сделать всё, чтобы его изменить.” (с) Фрэнк Ван Тао

Фрэнк любит демонстрировать свои разработки

Фрэнк любит демонстрировать свои разработки

Но в начале следующего года все изменилось – DJI выпустила безусловный хит продаж – Phantom. Причем Фрэнк был настолько не уверен в успехе, что вместо фабричного логотипа на корпусе красовалась бумажная наклейка. Сам же дрон получился достаточно мощным, чтобы привлечь внимание профессионалов, и достаточно простым в управлении, чтобы понравиться обычному покупателю. Он обладал хорошей дальностью полета, высокой стабильностью съемки, не требовал сборки. И это был первый шаг от игрушки к инструменту.

“Теория Большого Взрыва” – эпизод с дроном

“Теория Большого Взрыва” – эпизод с дроном

Эксперты назвали Phantom “изобретением индустрии заново.” Прибыль компании выросла в тысячи раз – сумма продаж составила $130 млн. Это отчасти стало причиной конфликта между Фрэнком Ваном и Колином Гвинном. Это и то, что китайский партнер не потерпел того, что Гвинн в интервью приписал себе заслугу разработки Phantom. Битва была короткой, но неприятной. Американец был уволен с многомиллионной компенсацией и присоединился к конкурирующей фирме – 3D Robotics.

Не обошли успешную фирму шпионские и коррупционные скандалы. Один из обиженных работников продавал коммерческую информацию конкурентам. Сотрудники отдела закупок были пойманы на “откатах”, в результате чего Ван без рассуждений уволил весь отдел и отказался от услуг поставщика.

Вперед и вверх!

“DJI развивает бешеные темпы инноваций. За то время, пока их американским конкурентам GoPro и 3D Robotics требовалось, чтобы разработать одну модель – они разрабатывали четыре.” (с) Колин Сноу, аналитик индустрии БПЛА, Skylogic Research

Дроны уже не игрушки, а полноценные помощники

Дроны уже не игрушки, а полноценные помощники

В 2014-м DJI привлекла первых крупных инвесторов – Sequoia Capital China в лице хитроумного и прозорливого Нила Шеня вложила в стартап $30 млн. Продажи неуклонно росли и в 2015-м на рынок вышла новая модель – Phantom 3 и оказалась еще лучше предыдущей. В следующем году было продано 2,4 млн экземпляров и компания привлекла еще $75 млн от Accel Partners. Общая оценка фирмы приблизилась к $8 млрд.

Проект штаб-квартиры DJI в Шэньчжэне – строительство на этапе завершения

Проект штаб-квартиры DJI в Шэньчжэне – строительство на этапе завершения

Так Фрэнк Ван Тао в 2017-м стал самым молодым технологическим миллиардером в Азии, а выручка компании составила $2,83 млрд. Сейчас его состояние – $6.77 млрд. Мужчина работает 80 часов в неделю и в его кабинете стоит раскладная кровать – на случай, если бизнесмен решит заночевать на работе.

На DJI работает 14 тыс. человек по всему миру и ей принадлежит 77% американского рынка дронов США и 70% мирового. К 2018-му производитель БПЛА привлек еще $1,5 млрд инвестиций в расчете на предстоящий выход на рынок акций, но долгожданное IPO год от года откладывается. Ближайшие возможные сроки – конец 2021-го. За это время были спроектированы и произведены десятки моделей гражданских беспилотников. DJI специализируется на:

  • профессиональных дронах – в области геодезии, строительства, добычи полезных ископаемых, безопасности, рыболовства и многих других сфер применения;
  • профессиональных съемочных дронах – документальный и художественный кинематограф сейчас трудно представить без съемок с воздуха и эффектных пролетов;
  • промышленных и коммерческих тяжелых дронов – они могут доставлять стройматериалы, оборудование, грузы и даже людей;
  • сельскохозяйственных дронов – машины следят за состоянием полей, занимаются борьбой с вредителями и посадками растений и деревьев.

Интересные факты о квадрокоптерах

Фрэнк Ван Тао – повелитель дронов

Дрон, как и любое изобретение, может быть использован как во благо, так и во зло. Мы не будем затрагивать индустрию и моральные аспекты создания военных машин, а расскажем всего о нескольких интересных фактах применения гражданских беспилотников:

  • во время недавнего извержения вулкана на Канарских островах зоозащитники и энтузиасты с помощью дронов доставляли оказавшимся в огненной ловушке собакам еду и воду. Чтобы спасти животных, туда добровольно прибыла команда, управляющая тяжелыми дронами, но их помощь не понадобилась – таинственные спасатели проникли в зону бедствия и вывезли собак;
  • с помощью дронов в небе над городами устраивают грандиозные световые шоу, которые гораздо эффектнее салюта. И, что немаловажно, практически не производят шума;
  • сеть ресторанов и баров Timbre из Сингапура использует беспилотники в качестве официантов. Один дрон за раз может доставить 2 кг еды. Чтобы отправить аппарат обратно на кухню, достаточно просто нажать кнопочку;
  • в Новой Зеландии и Австралии квадрокоптеры с успехом помогают пастухам следить за перемещением отар, а пастушьим собакам – находить отставших и следить, чтобы овцы не разбредались;
  • помощь спортсменам – специально сконструированные дроны подают теннисистам мячи под заданным углом с нужной скоростью и записывают удары, которые позже изучают тренеры;
  • поиск мин на территориях военных действий. По всему миру до сих пор разбросаны необезвреженные минные поля и ежегодно от старых снарядов страдают несколько десятков человек. Дроны помогают разыскивать и снимать снаряды и мины.

Пока же компания Фрэнка Вана царит в мире беспилотников и он не собирается уступать небо конкурентам. “Единственное, что сейчас тормозит наш рост – скорость решения технических головоломок. Когда мы научимся решать их быстрее – нас невозможно будет остановить.” – говорит Фрэнк Ван Тао, властелин дронов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d121d8bac97b000b074c103/frenk-van-tao—povelitel-dronov-6177dca4ab92731c48377a21