Особенности корпоративного маразма

0
494

Особенности корпоративного маразма

Японская фирма Maeda Corp. вынудила сотрудников сделать одинаковые стрижки. Администрация мотивирует это заботой об окружающей среде

Японская фирма Maeda Corp. вынудила сотрудников сделать одинаковые стрижки. Администрация мотивирует это заботой об окружающей среде: дескать, так сотрудники реже используют фены, а также потребляют меньше шампуня и воды. От японских бюрократов не отстают и другие творцы корпоративного маразма.

Весной прошлого года весь интернет облетел рассказ бывшей сотрудницы одной крупной консалтинговой компании, расположенной в Москве. Девушка рассказывала о шедеврах местных корпоративных правил, которые повергали в шок ее саму и всех коллег. Первым, что насторожило новую сотрудницу, был свод этих самых правил на 50 страниц, который девушке выдали в первый же рабочий день.

Из объемистого пособия она узнала, что общаться с коллегами на непрофессиональные темы запрещено даже за пределами офиса в нерабочее время, что дамам рекомендуют носить строгие костюмы темных тонов и черные деловые портфели, а лифтом в восьмиэтажном здании могут пользоваться только топ-менеджеры.

В страшную жару сотрудников обязывали приходить на работу в закрытой обуви и одежде при том, что кондиционеры в здании не работали. «Заботливое» руководство решило проблему оригинальным образом: офисным работникам предлагали время от времени спускаться в прохладный подвал!

На рабочем месте запрещалось есть и даже пить обычную воду; один молодой человек был уволен за то, что за рабочим столом грыз сушку.

Бурные отклики, который вызвал рассказ, показали, что случай не единичен. Оказывается, в некоторых фирмах дресс-код продуман вплоть до нижнего белья. Остается только догадываться, каким образом проверяют соблюдение данных правил. Сотрудники крупной финансовой корпорации пожаловались на то, что руководство фирмы обязывает их носить одежду, обувь и аксессуары определенных марок. В руководстве по корпоративной этике прилагался список дорогих брендовых магазинов, в которых сотрудникам рекомендовалось обновлять гардероб. Никого не волновало, соответствует ли одежда данных марок их вкусам, и считают ли они целесообразным спускать круглые суммы в бутиках.

Доходит до смешного: один частный предприниматель, глава фирмы по продаже голландских сливок и сыров, обязал всех сотрудников своей фирмы носить деревянные голландские башмачки. По его мнению, так внутри фирмы создавался подходящий колорит, способствующий увеличению оборота. И дело даже не в том, что ходить в голландских сабо не слишком удобно. А в том, что фирма располагалась в Таиланде, и большинство ее сотрудников были тайцами с характерной азиатской внешностью.

Не секрет и то, что многие крупные компании заставляют соискателей на должность проходить испытание на детекторе лжи, мотивируя это тем, что опасаются промышленного шпионажа. Мотивация понятная, но как чувствуют себя люди, которым на собеседовании задают вопросы, предварительно обклеив датчиками? Соблюдение корпоративных тайн тоже порой доводят до абсурда: работников некоторых фирм строго информируют о том, что говорить о рабочих делах запрещено даже в кругу семьи! И правда: мало ли, куда может затесаться вражеский агент.

Попытки сделать из сотрудников своей фирмы дружную команду тоже не всегда идут на пользу. К примеру, что бы вы сказали о «добровольно-принудительных» корпоративах в канун Нового Года или Восьмого марта, которые проходят за городом, с ночевкой, и на которые при этом запрещено брать мужей и жен (если они, конечно, не работают в той же фирме)? Возможно, столь близкое общение с коллегами укрепляет коллектив, но вряд ли укрепляет браки семейных работников.

Забавный способ укрепить отношения в коллективе выбрали начальники из Сингапура. В одной из местных фирм ввели обязательный кофейный перерыв. Все сотрудники «по звонку» бросают любые дела и начинают пить кофе и оживленно болтать. Ровно через шесть минут звучит еще один звонок — и тогда белые воротнички должны оставить кофейные чашки, прервать начатые разговоры и немедленно вернуться к работе.

Еще одному шефу-затейнику, на этот раз из Великобритании, производственный психолог рассказал, что людей отлично расслабляют разговоры о детях и домашних питомцах. Теперь сотрудники этой торговой фирмы на каждой планерке травят байки про своих отпрысков, кошечек и собачек.

Яркий пример корпоративного юмора — утренние пятиминутки в одной компании, на которых каждый должен рассказать анекдот или смешную историю. Дело в том, что в фирме очень большая текучка кадров. Каждые три месяца штат полностью обновляется. Видимо, анекдотами начальство старается отвлечь персонал от происходящего на работе. Что тут скажешь — мудрое решение!

Примерно такое же остроумие продемонстрировало руководство компании из США. Администрация никак не могла отучить сотрудников от грубых и непристойных шуточек в офисе. Чтобы прекратить поток пошлостей, начальство обязало всех подчиненных обращаться к своим коллегам исключительно «сэр» и «мэм». Стоит ли говорить, что после этого неприличные шутки стали только пикантнее. Словом, не зря специалисты по корпоративной этике убеждают руководителей: главное — проявлять чувство меры и не терять связь с реальностью. Но, как видно, их призыв редко бывает услышан.

Текст: Яна Филимонова

Источник