“Он хорошо распорядился моей долей в корпорации Bubba Gump – вложил деньги в какой-то фруктовый бизнес (компанию Apple – прим. ред.). Он позвонил и сказал, что нам больше не нужно беспокоиться о деньгах. Я ответил: “Хорошо! Одной проблемой меньше!” (с) к/ф “Форрест Гамп”
Если вы интересуетесь финансами, инвестициями и новыми технологиями, такие имена как Питер Тиль , Джим Гетц, Марк Андриссен для вас – не пустой звук. Это звезды и герои инвестиционного бизнеса. Они начали с нуля, шли к успеху разными дорогами и в итоге заработали миллиарды. Что объединяет этих интересных, но очень разных предпринимателей? То, что они сделали состояние в первую очередь благодаря инвестициям в венчурные проекты. Давайте узнаем, что такое венчурный проект, как он развивается и чем отличается от традиционных инвестиций.
Что такое венчурный проект?
“Крупные инвестиции в инновационные компании превращают инвесторов в рок-звезд венчурного мира.” (с) Александр Качановский, операционный директор группы компаний Gem4me
Венчурный проект (от англ. venture – рискованный) – бизнес-проект, который направлен на разработку и внедрение нового высокотехнологичного продукта. Он отличается как большой степенью риска, так и большими предполагаемыми доходами. Инвесторы, которые участвуют в таком предприятии, фактически не имеют никакой гарантии не только получения ожидаемой сверхприбыли, но даже возврата вложенных средств. Инвестиция в венчур долгосрочная, если вкладывать деньги на ранней стадии. Получить прибыль можно не раньше чем через 5-6 лет (средний цикл развития стартапа).
Почему же инвестируют в венчурные проекты?
Высокие технологии, высокий риск и высокая потенциальная доходность. Это три главных отличия венчурного проекта от инвестирования в традиционные сферы бизнеса. Вложение в такие отрасли как промышленность, недвижимость, драгметаллы приносят ровную, стабильную прибыль. А венчурные инвесторы ориентируются на масштабируемую бизнес-модель. Они ищут новый потенциальный Instagram, Facebook или Google. . Такую идею, которая бы со временем захватила мир и принесла миллионы.
Почему же люди инвестируют в венчур, ведь это так рискованно. Проект легко может прогореть и унести с собой их надежды и деньги?
- В случае удачи вознаграждение будет в разы превышать инвестиции, и доходы будут постоянно расти. Сейчас даже минимальные доли в таких организациях как Microsoft стоят десятки миллионов.
- Эмоции, азарт и чувство сопричастности. Согласитесь, возможность стать совладельцем такой компании как Amazon, Apple или SpaceX, которые действительно меняют мир, очень вдохновляет.
Циклы жизни и этапы финансирования стартапа
“Со стартапом абсолютно ничего не происходит, если ничего не делать.” (с) Марк Андриссен, Netscape, Andreessen Horowitz
Развитие венчурного проекта во многом похоже на жизнь и развитие живого организма. Зачатие, рождение, рост, развитие и расцвет. Некоторым компаниям, чтобы пройти этот путь, требуется больше времени, некоторым меньше. Некоторые могут по дороге заблудиться, да и результатом далеко не всегда бывает расцвет. Но основные ключевые этапы жизни у любого венчурного бизнеса будут примерно одинаковыми, а проблемы – схожими.
Посев (seed)
Стартап – воплощение идеи в жизнь. Предприниматель, у которого есть такая идея, начинает формировать команду. Он должен готовить бизнес-план, анализировать спрос, искать целевую аудиторию. В идеале стартапер и его команда рассказывают о своем продукте, изучают реакцию, проводят опросы. Устраиваются в акселератор стартапов, запускают краудфандинговые проекты, чтобы проверить: нужен людям продукт и готовы ли они за него заплатить. По результатам в планы вносятся корректировки, идея отшлифовывается, а иногда полностью меняется концепция.
- Главная задача: команда должна создать коммерческое предложение и базовую модель продукта. Пусть с минимальным набором функций, но работающую. Чтобы доказывать свою идею потенциальным инвесторам не только на словах, но и на деле.
- Финансирование: на этом этапе молодая компания опирается на собственные средства основателей, родственников, друзей. И краудфандинг, гранты, активно ищет и иногда находит бизнес-ангелов. Как пример – бизнес-ангел Google профессор Дэвид Черитон или Том Алберг , который поверил в Amazon. Близкие инвестируют обычно от $10 тыс. до $50 тыс., ангелы в среднем – от $100 тыс. до $1 млн.
Посевные инвестиции – самые рискованные, шансы потерять вложения вплотную приближаются к 100%.
Запуск (start up)
“Бизнес-ангел – очень трудная работа, ведь хотя они и называются ангелами, на самом деле они тоже рассчитывают на доходность.” (с) Александр Качановский, операционный директор группы компаний Gem4me.
Новый проект родился, зарегистрирован официально, продукт наконец-то выходит на рынок.
- Главная задача: формирование клиентской базы, поиск или создание собственной ниши. Создание маркетинговой стратегии, агрессивное продвижение торговой марки. Команда стартапа тестирует, оптимизирует и работает над улучшением продукта и бренда. Компания пока не приносит прибыли, но, возможно, уже видны первые результаты работы.
- Финансирование: на этом этапе стартап также опирается на в основном на средства бизнес-ангелов. Которые могут инвестировать от $100 тыс. до $1 млн, в зависимости от своих возможностей и масштаба предприятия. На таких рисковых вложениях специализируются ангелы Стив Андерсон и Крис Сакка .
Но гордиться еще рано, проект еще не покинул “Долину смерти” (death valley), критический период, когда компания уже работает и тратит средства, но прибыли еще нет. Шанс все потерять для инвесторов чуть-чуть поменьше: вероятность провала уже не 99.7%, а от 95 до 99%.
Ранний рост (early growth) и Развитие (expansion)
Если стартап успешно прошел “Долину смерти”, то начинают расти доходы, количество клиентов, появляются новые возможности и проблемы. Фирма перестает быть группой веселых единомышленников, которым хватало одной пиццы на всех, штат расширяется и становится необходимо более эффективное управление, система учета и новый бизнес-план. Создается корпоративная культура.
- Главная задача: расширение и масштабирование — новые рынки, новые каналы сбыта, привлечение новых клиентов и удержание старых. Фирма добавляет к своему пакету дополнительные продукты или услуги, и чем сильнее и успешнее она становится, тем более крупные и серьезные у нее конкуренты. Начинается самая серьезная работа.
- Финансирование: на этом этапе приходит время венчурных фондов, которые могут предложить инвестиции от $10 млн, а иногда и до $100 млн, это зависит от того, какие надежды они на вас возлагают. Институциональные инвесторы, такие как Рулоф Бота из Sequoia Capital или Питер Фентон из Benchmark часто вкладывают деньги в проверенные и стабильно развивающиеся компании.
Выход (exit)
Владельцы стартапа начинают думать о выходе, когда проект достигает зрелости. Продажи и прибыль стабильны, однако конкуренция остается жесткой. Через некоторое время показатели могут начать падать – это естественный процесс. В этот момент стоит задуматься: выходить из бизнеса, получить дивиденды и заняться чем-то новым или расширять его дальше?
Существует несколько вариантов выхода:
- продажа компании стратегическому покупателю по примеру YouTube, WhatsApp или Instagram и получение сверхприбыли;
- выход на биржу – открыто торговать акциями и попробовать стать “единорогом” как Snapchat, Twitter или Airbnb;
- не выходя на биржу, продолжать развивать бизнес и получать дивиденды.
Конечно, главная мечта и цель инвестора – прибыль. Вкладывая деньги в инновационную технологию, новый прибор или научную разработку, человек всегда рискует. Но этот риск оправдан, ведь в случае успеха его ждет не только материальное вознаграждение, многократно превышающее первоначальную сумму инвестиции, но и моральное удовлетворение от собственной прозорливости, осознания причастности к продукту, возможно, изменившему мир, и просто хорошо сделанной работы.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/id/5d121d8bac97b000b074c103/venchurnyi-proekt-ot-poseva-do-urojaia-604f4206126a3d455a2acc80