Космический туризм – путевка в будущее

0
63

“Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.” Юрий Гагарин

Наступает эра космического туризма. Мы живем в удивительное время – то, что еще недавно казалось мечтами визионеров, вплотную приблизилось к реальности. Технологии и явления, о которых раньше можно было прочитать в фантастических романах или увидеть в кино, стали обыденностью. Это смартфоны, интернет, бионические протезы, 3D-печать, робототехника. Полеты в космос, которые были прерогативой военных, ученых и миллионеров, скоро станут доступны многим обычным людям. “Звездная гонка миллиардеров” уже началась!

Космический туризм – история

“Космос вовсе не далек. До него всего час езды – при условии, что ваша машина может ехать вертикально вверх.” сэр Фред Хойл, астроном, космолог

 Gem4me Media 2167 подписчиков Космический туризм – путевка в будущее Вчера 9 нравится “Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.” (с) Юрий Гагарин Мы живем в удивительное время – то, что еще недавно казалось мечтами визионеров, вплотную приблизилось к реальности. Технологии и явления, о которых раньше можно было прочитать в фантастических романах или увидеть в кино, стали обыденностью: смартфоны, интернет, бионические протезы, 3D-печать, робототехника. Полеты в космос, которые были прерогативой военных, ученых и миллионеров, скоро станут доступны многим обычным людям. “Звездная гонка миллиардеров” уже началась, и, похоже, наступает эра космического туризма.  Космический туризм – история “Космос вовсе не далек. До него всего час езды – при условии, что ваша машина может ехать вертикально вверх.” (с) сэр Фред Хойл, астроном, космолог Деннис Тито с экипажем станции “Мир” – Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным
Деннис Тито с экипажем станции “Мир” – Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным

Официально отсчет истории космического туризма можно начать 28 апреля 2001 года. Тогда на борт Международной космической станции поднялся первый “гражданский” – американский миллионер Деннис Тито. Полету первого туриста предшествовали сложные переговоры между корпорацией “Мир” и NASA. NASA не было в восторге от перспективы полета Тито. У Денниса Тито месяцы физической и технической подготовки. Несмотря на то, что Дэннис заплатил за тур $20 млн, он старался быть полезным. Он помогал космонавтам и взял на себя заботу о “кухне”. За 8 дней на борту станции пассажир и члены экипажа успели крепко сдружиться. С этих пор Тито просит называть его не туристом, а космонавтом и часто говорит, что стал наполовину русским. И правда, наступает эра космического туризма.

Анюше Ансари, первая женщина – космический турист
Анюше Ансари, первая женщина – космический турист

После такого удачного опыта дорога для космического туризма была открыта. Маршрут был единственный – посещение МКС. Перевозку осуществляло Российское космическое агентство – после катастрофы шаттла Columbia в 2003-м NASA было запрещено доставлять непрофессионалов в космос. Вслед за Деннисом Тито в космос отправлялся примерно один турист в год:

Первые ласточки!

  • 2002-й: Марк Шаттлворт – южноафриканский IT-миллионер. Во время полета пообщался с Нельсоном Манделой;
  • 2005-й: Грегори Олсен – американский технологический миллионер, профессор Принстонского Университета;
  • 2006-й: Анюше Ансари – ирано-американский ученый, предприниматель, миллионер. За время подготовки выучила русский язык;
  • 2007-й и 2009-й: Чарльз Симони – венгро-американский программист, IT-миллионер, единственный двукратный турист;
  • 2008-й: Ричард Гэрриот – британо-американский программист, предприниматель. Потратил на полет большую часть состояния, выучил русский и ни о чем не жалеет;
  • 2009-й: Ги Лалиберте – канадец, основатель Cirque du Soleil, во время полета одновременно режиссировал 14 шоу в разных странах мира.

Каждый из туристов заплатил по $20 млн и потратил почти год жизни на предполетную подготовку. Но уже в начале 2000-х начала разрабатываться более удобная, дешевая и быстрая альтернатива, которая, тем не менее, позволяла любому желающему почувствовать себя космонавтом – суборбитальный туризм. На сцену выступили частные компании. Сегодня наступает эра космического туризма.

Джефф Безос – Blue Origin

“Великие индустрии никогда не создавались отдельными компаниями. В космосе есть место для многих победителей.” Джефф Безос

Девиз компании – Gradatim Ferociter ("Отважно, шаг за шагом")
Девиз компании – Gradatim Ferociter («Отважно, шаг за шагом»)

Если бы вы были самым богатым человеком в мире, на что бы вы тратили деньги? Возможно, на осуществление мечты? Джефф Безос не раз говорил, что вырос на книгах о межзвездных путешествиях и с детства хотел отправиться в космос. На протяжении двух десятилетий он планомерно развивает собственный частный космический транспортный и туристический проект Blue Origin, тратя на его развитие до $1 млрд в год.

Чуток о компании Blue Origin

  • Дата основания компании: 2000-й год;
  • штаб-квартира: расположена в г. Кент, штат Вашингтон, в 30 км от головного офиса Amazon;
  • стартовая площадка: Corn Ranch, собственные земли Джеффа Безоса в Западном Техасе.

Проект был изначально сосредоточен не столько на победе в новой “космической гонке”, сколько на организации долгосрочного и устойчивого бизнеса по перевозке людей и грузов в суборбитальные, а потом и орбитальные пункты назначения. Поэтому до последнего времени основатели не делали громких и смелых заявлений, особенно по поводу ближайших дат запуска космических аппаратов с пассажирами на борту.

Стартовая площадка Blue Origin

Стартовая площадка Blue Origin

Инженеры Blue Origin разработали ракетный двигатель BE-4 и два космических аппарата. New Shepard назван в честь Алана Шепарда – первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет 5 мая 1961-го. В начале этого года ракета успешно прошла испытания. New Glenn – тяжелая ракета-носитель, названа в честь Джона Гленна, первого американца, вышедшего на орбиту. Испытания назначены на IV квартал 2022 года.

Туристический маршрут Blue Origin

Пассажирская капсула – салон изнутри

Пассажирская капсула – салон изнутри

Какую программу полета разработали и испытали в Blue Origin?

  1. Путешественники прибывают на космодром Corn Ranch и размещаются в пассажирской капсуле ракеты-носителя New Shepard.
  2. После запуска ракета поднимается на высоту чуть выше 100 км, капсула отделяется от носителя и еще какое-то время летит вверх, а затем начинает спуск. До того, как откроются парашюты, туристы испытают невесомость и увидят нашу планету с невероятной высоты.
  3. С помощью парашютов капсула мягко приземляется обратно на стартовую площадку. Ракета-носитель также спустится на Землю с помощью двигателей. Наступает эра космического туризма.

Продолжительность полета от старта до посадки 10-15 минут, что значительно меньше, чем обещает Ричард Брэнсон, но количество времени, проведенное в невесомости, примерно столько же, сколько предлагает Virgin Galactic – от 5 до 8 минут. Так как во время полета капсула пересекает отметку в 100 км – так называемую, линию Кармана, которая считается границей космоса, пассажиры Blue Origin с полным основанием будут считаться коммерческими астронавтами.

Сколько стоит полет?

В открытой продаже билеты на полеты Blue Origin никогда не появлялись. Тем не менее, эксперты подсчитали, что стоимость одного билета будет варьироваться от $200 тыс. до $300 тыс. с человека.

После того, как Джефф Безос заявил, что 20 июля 2021-го отправляется в первый космический полет, а его напарником будет брат Марк, компания Blue Origin объявила торги за право занять еще одно кресло в пассажирской капсуле New Shepard. Аукцион начался 5 мая и закончился 12 июня 2021-го. В нем приняли участие более 6 тыс. человек из 150-ти стран мира. Стало известно, что третий пассажир, чье имя пока не разглашается, заплатил за билет $28 млн.

Илон Маск – SpaceX

“Нет ничего особо дорогого в ракетах. Просто те, кто их строил и обслуживал в прошлом, делали это ужасно неэффективно.” Илон Маск

Илон Маск – основатель SpaceX

Илон Маск – основатель SpaceX

Один из главных конкурентов Безоса, особенно в лунной программе Artemis NASA, тот, кого называют гением наших дней – Илон Маск. Как и основатель Amazon и Blue Origin, Маск в детстве зачитывался научной фантастикой. Мальчик особенно любил книги Дугласа Адамса, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и, как Джефф, мечтал когда-нибудь полететь в космос. После продажи компании PayPal он стал обладателем $108 млн и практически сразу запустил личный космический проект – SpaceX.

  • Дата основания компании: 2002-й год;
  • штаб-квартира: расположена в г. Хоторн, штат Калифорния;
  • стартовые площадки: SpaceX пользуется услугами нескольких космодромов – военно-воздушная база на мысе Канаверал, база Ванденберг в Калифорнии, коммерческие запуски производятся с территории Космического центра Кеннеди во Флориде. Собственный космодром и ЦУП компания строит в местечке Бока-Чика, штат Техас.
Запуск ракеты-носителя Falcon Heavy

Запуск ракеты-носителя Falcon Heavy

По словам Илона Маска, SpaceX была создана для того, чтобы улучшить космические технологии, снизить стоимость запусков и полетов, и, что является основной целью – “дать возможность людям жить на других планетах”. Успехи компании в доставке грузов и людей в космос впечатляют, да и туристические контракты она всё же заключает. Наступает эра космического туризма.

Туристические маршруты SpaceX

В ноябре прошлого года SpaceX заключила контракт на доставку туристов на МКС. Полет планируется осуществить до конца 2021 года.

  • Путешественники отправятся на Международную станцию на уже проверенном и хорошо себя зарекомендовавшем Crew Dragon, который выведет в космос ракета-носитель Falcon 9;
  • экипаж Crew Dragon будет состоять из четырех человек – трех туристов и профессионального космического пилота. Командиром приглашен астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа, на счету которого 4 полета и 10 выходов в открытый космос. Перед полетом путешественники пройдут обучение в тренировочном центре;
  • тур будет длиться 10 дней: сутки – полет, восемь суток – пребывание на МКС, знакомство с бытом и работой станции, общение с космонавтами, сутки – возвращение на землю;
  • одно место из трех уже куплено, но имя владельца пока держится в секрете.

В 2017-м стало известно, что SpaceX заключила договор с японским миллиардером Юсаку Маэдзавой. Миссия получила название dearMoon project и представляет собой облет туристов вокруг Луны.

  • Изначально прорабатывался полет двух путешественников: миллиардера и его друга на корабле Dragon 2 в 2018-м;
  • позже количество туристов увеличилось до восьми выдающихся деятелей искусства, участие которых оплачивает японский миллиардер. Полет перенесли на 2023 год, участники проекта отправятся в космос на корабле SpaceX Starship и проведут в пути 6 суток;
  • в этом году Юсаку Маэдзава планирует посетить МКС на корабле “Союз” и уже начал проходить подготовку в Звездном городке.

Сколько стоит полет?

Crew Dragon, салон изнутри

Crew Dragon, салон изнутри

Так как космический туризм – не основной профиль SpaceX, в настоящее время компания не предлагает стандартных маршрутов и цен. Стоимость каждого проекта обговаривается индивидуально. Но, по информации партнеров Маска, фирмы Bigelow Aerospace, которая занимается проектированием космического жилья, место в капсуле Crew Dragon обойдется пассажиру примерно в $55 млн и это только дорога. Проживание и питание оплачиваются отдельно.

Ричард Брэнсон – Virgin Galactic

“Мы знаем, что миллионы людей волнует идея космических полетов, и многие из них хотели бы побывать в космосе.” Ричард Брэнсон

Ричард Брэнсон на презентации Virgin Galactic

Ричард Брэнсон на презентации Virgin Galactic

Амбиции великого бизнесмена не знают границ. На Земле найдется не так уж и много отраслей, в которых нет присутствия корпорации Virgin. Небо тоже не стало пределом, в 1984-м Ричард Брэнсон открыл трансатлантическую авиакомпанию Virgin Airlines, а спустя 20 лет решил подняться еще выше и основал Virgin Galactic – компанию суборбитального космического туризма.

  • Дата основания компании: 2004 год;
  • штаб-квартира: расположена в пустыне Мохаве, штат Калифорния;
  • стартовая площадка: частный космопорт America, строится на арендованной государственной земле в штате Нью-Мексико.

Миллиардер не раз заявлял, что лично отправится в космос с первой туристической группой, но полет не раз откладывался по разным причинам, в том числе, из-за неудачных испытаний. Но 22 мая пилотируемый космолет VSS Unity успешно совершил третий испытательный суборбитальный полет. После этого стало известно (хотя пока только на уровне слухов), что сэр Брэнсон намерен опередить Джеффа Безоса и совершить космический полет на 16 дней раньше – 4 июля 2021 года. Похоже, наступает эра космического туризма.

Туристический маршрут Virgin Galactic

Космопорт America

Космопорт America

Что предлагает своим клиентам Virgin Galactic?

  • Перед полетом обладатели билетов должны пройти небольшой курс обучения и инструктаж по безопасности на территории космодрома America;
  • в день полета туристы займут места на борту космической капсулы VSS Unity и взлетят с помощью самолета-носителя VMS Eve. В назначенное время космолет включит двигатели, отделится от самолета-носителя и начнет двигаться к границе с космосом;
  • когда Unity поднимется на высоту 110 км, двигатели будут отключены и пассажиры ощутят невесомость. Через несколько минут инструктор поможет путешественникам вернуться на места, и ракетоплан начнет возвращение в космопорт;
  • одновременно, друзья и близкие смогут наблюдать за туристами из специально оборудованного зала на территории космодрома. Все путешествие займет примерно 2,5 часа, из них в невесомости – от 5 до 8 минут, через большие иллюминаторы можно будет увидеть край земли и космос.

Сколько стоит полет?

VSS Unity, салон изнутри

VSS Unity, салон изнутри

Несколько лет назад продажа билетов на космические полеты Virgin была приостановлена. В списке бронирования было более 700 владельцев, которые заплатили за рейс по $250 тыс. с человека. Однако, компания заявила, что после полета Ричарда Брэнсона (разумеется, удачного), места на космолете снова можно будет купить, а бронирование можно начать уже сейчас. Стоимость брони – $1 тыс. Сам бизнесмен заявляет, что при условии постоянного бронирования и регулярного расписания рейсов цена билета может снизиться до $40-50 тыс.

Космический коммерческий туризм на регулярной основе – важнейшая веха в освоении космоса, вертикального рывка экспансии человечества. Но нас, не самых богатых в мире людей, все же интересует, когда космический туризм станет доступен всем? Человеку, мечтающему побывать там, за пределами атмосферы, вполне по силам накопить $40 тыс., сейчас это цена автомобиля бизнес-класса. Но когда же? Постоянные переносы запусков пока не позволяли дать точный ответ. Но уже этим летом все может измениться.

А вы полетели бы в космос туристом?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d121d8bac97b000b074c103/kosmicheskii-turizm—putevka-v-buduscee-60c7bd7b92d1652ea73bbf74

Что интересно. Среди космических туристов уже несколько
IT-миллионеров. Получается, что ребята тоже начинали с осуществления идей в стартапах. Выживают единицы, это реальность. Но выживают и преуспевают!